Разумеется, обзор этот будет неразрывно связан с культовой Puzzle Quest: Challenge of the Warlords. Шесть лет назад она смогла найти путь к сердцу любого геймера и триумфально посетила почти все платформы. Казалось бы, рецепт предельно простой: казуальные битвы категории «easy to learn, hard to master», RPG-возня с заклинаниями, инвентарем и прокачкой, да глобальная карта с эпическим сюжетом. Но видимо, все не так просто, если сами создатели Puzzle Quest так ни разу и не смогли повторить этого успеха. По сути, с тех пор только одна игра смогла пройти этим же путем — Might&Magic: Clash of Heroes.
А может, они сами пытались понять формулу? Ведь три продолжения вышли совершенно разными. Puzzle Quest Galaсtrix кардинально меняет сеттинг и “измерения” загадок, превращаясь в паззловых «Космических Рейнджеров». Puzzle Quest 2 отбрасывает эпичность и глобальную карту, но взамен дает углубленную ролевую модель и бесконечные подземелья с гоблинами в стиле Diablo. А Puzzle Kingdoms, о которой пойдет речь, возвышает стратегический уровень с захватом королевств, при этом до предела упрощая боевой геймплей, возращаясь к корням – серии Warlords.
Да, нас вновь ждет вселенная «Варлордов». Во времена, которые никто не помнит, они были главным конкурентом Heroes of Might&Magic, но сейчас от нее остался лишь подзаголовок Puzzle Quest. Впрочем, в Puzzle Kingdoms нет ощущения, что приобщаешься к вселенной с двадцатилетней историей. Обычное фентезийное королевство со стандартным набором эльфов-гномов-драконов. Сюжет повествует о неких проклятых коробках, которые оскверняют этот мир во имя черного властелина, но внимания не заслуживает совершенно. Диалоги иногда блещут смешными шутками, но после нескольких часов игры вы, скорее всего, будете проматывать их автоматически. Но еще вероятнее – закроете игру совсем.
Идея в основе Puzzle Kingdoms лежит отличная. Игровой процесс идет в трех ярусах: глобальная карта с путешествием по миру, карта королевства с противостоянием армий и сражения с боевой вариацией Bejeweled. Но ни один из этих уровней не увлекает. В мире можно лишь продвигаться по сюжету и раскапывать руины в поисках новых войск и боевых артефактов. Два типа головоломок – на время и на количество ходов – радуют только первые десять раз. Остальные сотни испытаний не вызывают ничего, кроме ненависти: сложности для игрока в них нет никакой. Второй уровень – королевства – и вовсе жалок. Игрок просто пробивается через вражеские армии до тех пор, пока не выиграет. Умер – берется другой герой, покупается армия и продолжаем с места смерти. А учитывая запас героев и полную неподвижность вражеских армий… Да, я уже говорил про жалость. Есть в королевствах еще сокровищницы, где можно набрать денег ценой победы над особо толстым монстром, но подобные монстры редко успевают нанести удар благодаря местной боевой системе.
Слева – ваша армия и заклинания, справа – противника. Каждый отряд армии имеет здоровье, силу атаки и шкалу, которую надо заполнить, чтобы эту атаку провести. Заклинания – аналогично. А в центре экрана расположено привычное по Puzzle Quest поле, на котором и вершатся судьбы героев. Набираешь цвета – повышаешь готовность воинов. Когда готовы два и более отряда одновременно – можно ударить с повышенной силой. Иногда на поле попадаются камешки прямой атаки, при построении которых в линию удар следует незамедлительно. Тактических хитростей нет и каскады совершенно не имеют смысла. Как и соединение в линию более трех элементов. Обычно исход битвы ясен сразу по расстановке войск с обеих сторон, но если вдруг встречаются равные противники, битва идет до первого уничтоженного отряда. После этого линейность и тактическая бессмысленность почти наверняка предопределяют исход битвы.
Но кроме унылости, игра непростительно легка и не бросает вызова вообще ни на каком уровне геймплея. Как, собственно, не дает интереса продвигаться дальше. Прокачка, инвентарь, артефакты - зачем, если любое королевство и так можно победить одной левой? Конечно, имеет смысл пройти ее из уважения к Puzzle Quest, но к счастью, у нас есть выбор: Puzzle Quest Galactrix и Puzzle Quest 2 в разы лучше вот этого. Infinite Interactive, может стоит окончательно прекратить попытки вернуться к стратегическим корням, и продолжить великую миссию Puzzle Quest? Тем более, что на новом поле боя история вновь сталкивает Warlords с Might&Magic, и в новом противостоянии у разноцветных камешков есть серьезный шанс взять реванш за поражения прошлого века. Таких игр сейчас катастрофически не хватает.